В бизнесе в процессе переговоров выделяют 4 модели
поведения: «робкий», «подросток», «танк» и «лидер». Это не личностные качества,
не отношение к торгу в целом, и не психологический портрет, а именно выбираемое
поведение в продажах. Выбор той или иной модели напрямую зависит от мотивации
(уверенности в достижении поставленной цели) и корректности клиента по
отношению к продавцу.
Типы клиентов и поведение менеджера с каждым из них
К основным типам клиентов на основе выбранной ими модели
поведения относятся:
- «Подросток». Неуверенные в
себе клиенты, скрывающие это посредством агрессивного поведения,
свойственного подростковому возрасту. Не соблюдает дистанцию в
переговорах, переходит на «ты». Менеджер должен продемонстрировать
собственную силу, знание и опыт. Не нужно отвечать на грубости, занимать
такую же позицию. Если есть возможность, то лучше выйти на кого-то из
вышестоящего начальства «подростка». Такая третья сторона будет больше
заинтересована в продуктивном решении вопроса.
- «Робкий». Эти люди при
достижении своей цели отличаются неуверенностью, но корректным отношением
к собеседнику. Они практически всегда уступают в переговорах, а,
следовательно, теряют выгоду. Менеджеру не следует «получать от клиента
всё» при проведении переговоров. В противном случае с данным человеком это
будет первая и последняя сделка. Лучше предоставить больше возможностей
переговорщику в разумных пределах.
- «Танк». Для этой группы
клиентов свойственно ставить собственные интересы превыше всего, и
достигать поставленной цели любым путем. Они уверены в себе, но поведение
не всегда корректно по отношению к другому переговорщику. «Танки»
получают, что хотят, но это сиюминутная выгода. На переговорах менеджеру
изначально нужно определить – сильнее ли он клиента или нет. В первом
случае «борьба» ведется на равных. Во втором случае лучше отказаться от
агрессивного проведения переговоров, накопить ресурс для мощного рывка.
- «Лидер». Данные
переговорщики отстаивают свои интересы, но не игнорируют и интересы второй
стороны. Они целеустремленные, корректные в общении. Менеджеру стоит
занять аналогичную позицию, т.е. вести переговоры на равных. Эмоции,
давление, агрессия или неуверенность приведут к проигрышу, упущенной
выгоде.
Как определять тип клиента по речи, позе, жестам, взгляду?
Определить, какой тип клиента перед вами, можно по следующим
внешним проявлениям:
- «Подросток». Разговаривает
громко, часто использует междометия, всегда старается перейти в общении на
«ты». Активно жестикулирует. Как правило, «подростки» сутулятся или
показательно выставляют «грудь колесом». Стараются не смотреть прямо в
глаза – взгляд бегающий. Оперируют исключительно эмоциями.
- «Робкий». Разговаривают тихо,
неуверенно, часто извиняются, проявляют излишнюю вежливость. Сутулятся,
стараются избегать взгляда менеджера. Выраженная жестикуляция практически
отсутствует – стараются прятать руки.
- «Танк». Разговор
уверенный, громкий – нередко на повышенных тонах. Смотрят в глаза второму
переговорщику, активно жестикулируют. Поза напряженная, словно человек
находится на ринге перед боем.
- «Лидер». Разговаривают
четко, ясно и по делу. В общении не доказывает свою правоту, а использует
исключительно факты, приводит аргументы в пользу своей позиции. Жестикуляция
естественная, осанка прямая, руки держат на виду. Демонстрируют
спокойствие и уверенность на переговорах.
И не
стоит забывать, что приведенные выше модели не являются постоянными для каждого
– поведение зависит от конкретных переговоров. Это означает, что один и тот же
человек в разных ситуациях осознанно или подсознательно выбирает различную
модель поведения. Это касается, в первую очередь, менеджера в отношении
клиента. Необходимо демонстрировать силу, идти на некоторые уступки, общаться
на равных в зависимости от текущей ситуации. И тогда успех в достижении
собственной выгоды в продажах гарантирован.