Успешность бизнеса во многом зависит от востребованности предлагаемых им услуг или товаров на рынке. Принятие правильных экономических решений с учётом рыночных тенденций – чрезвычайно важное условие развития компании. Помочь в этом смогут маркетинговые исследования. Наиболее эффективными видами маркетинговых исследований являются:
Анализ результатов исследований позволяет выявить допущенные ошибки, внести необходимые коррективы в политику деятельности компании и добиться повышения лояльности потребителей, увеличения круга клиентов и, как следствие, – неуклонного роста прибыли.
Ситуации, требующие проведения маркетингового исследования
Даже успешному и стабильно развивающемуся бизнесу, не планирующему каких-либо перемен, необходимо время от времени проверять свои позиции на рынке, проводя опросы и анкетирование потребителей, чтобы быть уверенным в правильности выбранного направления работы. Но есть ситуации, когда маркетинговые исследования необходимы и могут дать важные данные для принятия ключевых решений. К таким ситуациям относятся:
- подготовка к выходу на новый рынок;
- подготовка к введению нового продукта, товара или услуги;
- планируемый ребрендинг;
- определение наиболее приемлемой цены на предложение компании;
- выбор способа продвижения товара или услуги;
- формирование политики сбыта;
- выбор метода стимулирования потребителей.
Ответы на эти вопросы могут быть получены путём телефонного опроса клиентов по заранее подготовленной анкете.
Маркетинговое исследование – зачем это надо?
Компания работает и стабильно развивается в соответствии в разработанным планом, где прописаны ближние и долгосрочные цели. Казалось бы, зачем нужны какие-то дополнительные исследования? Руководство знает сильные и слабые стороны бизнеса, однако рассматривает их исключительно по своим критериям. Но насколько хорошо осведомлены клиенты о положительных сторонах товаров и услуг, предлагаемых данной компанией? Потребители могут не знать о том, что конкретный товар обладает уникальным качеством, либо для них решающим фактором может оказаться цена продукта. Не зная подобных нюансов даже мощный бизнес рискует потерпеть крах. Маркетинговые исследования помогут:
- изучить интересы и требования целевой аудитории;
- оценить перспективы товара или услуги на рынке;
- проанализировать и улучшить эффективность продвижения товара;
- выяснить плюсы и минусы данного предложения по сравнению с аналогами конкурентов;
- разработать стратегию противодействия конкурирующим компаниям;
- принимать грамотные решения по управлению и развитию компании.
Маркетинговое исследование как источник знаний
Профессионально проведённые маркетинговые исследования позволяют получить ответы на любые вопросы, связанные с деятельностью на рынке, с потребительским спросом и другими моментами. С их помощью можно постоянно иметь в своём распоряжении истинную картину рынка, объективно рассматривать положение компании в своём сегменте в любой момент времени, прогнозировать поведение потребителей:
- изучение потребителей позволяет понять их нужды, вкусы, потребности и пристрастия, выяснить степень осведомлённости о компании и её предложениях, интерес к данным товарам и услугам, а также узнать характеристики потребителей с демографической, социальной, экономической и поведенческой точки зрения;
- изучение рынка даёт возможность понять распределение его долей между ключевыми конкурентами, получить данные о конкурирующих участниках, выяснить динамику рыночных показателей, сезонность, цикличность данной отрасли и на основе этих исследований строить собственные долгосрочные планы;
- получение информации о товарах и услугах позволяет оценить степень востребованности его на рынке, определить связанные с ним проблемы (например, связанные с утилизацией), выявить сезонную цикличность и жизненный цикл конкретного предложения;
- изучение цены даёт возможность уточнить уровень наиболее приемлемых цен на определённый товар, а также установить границы чрезмерно низких («подозрительных») и чрезвычайно высоких цен, оценить реакцию потребителей на бонусные программы, акции по снижению цены, использование купонов.
Помогают маркетинговые исследования и в выборе способа продвижения товара. Так, в ходе анкетирования потребителей по телефону можно выяснить основные источники, их которых они узнают о том или ином продукте и уделить этим источникам должное внимание, как приоритетным вариантам.
Цена вопроса
Стоимость маркетинговых исследований варьируется в зависимости от многих факторов, среди которых главными являются:
- объём охватываемой аудитории;
- цель исследования;
- метод проведения.
На увеличение стоимости может повлиять предоставление отчётов и аналитических комментариев, география и досягаемость абонентов и другие факторы. В каждом конкретном случае стоимость исследования определяется индивидуально и согласовывается с заказчиком. Результаты профессиональных маркетинговых исследований позволяют оперативно реагировать на стремительно меняющиеся тенденции рынка, создавать уникальные предложения и при грамотном подходе к ведению бизнеса с лихвой окупаются значительным увеличением прибыли.